КАК НАЧИНАЛСЯ ФИЛЬМ
Путь фильма «Звездные войны. Эпизод I» на большой экран занял несколько лет. Он начался в ноябре 1994 г., когда Джордж Лукас принялся за сценарий — рукописный, как и для прочих его фильмов.
Замысел «Эпизода I» относится еще к тому давнему времени, когда Лукас писал сценарий для первых «Звездных войн». Тогда он придумал историю, случившуюся до описываемых событий. «Это был всего лишь небольшой фрагментарный рассказ, — вспоминает Лукас. — Но его структура не особенно изменилась за все эти годы».
В то время ему не приходило в голову экранизировать эту предысторию. Но ему пришлось об этом задуматься, когда «Звездные войны» стали феноменом мирового значения. «Все спрашивали меня, сколько еще серий мы снимем, — говорит Лукас. — Вот я и решил — почему бы не вернуться назад и не снять то, что было до первой трилогии?».
Персонажи и миры, вызванные Лукасом к жизни в новом фильме, не могли быть сняты обычными методами. Но после того, как Лукас увидел чудеса, произведенные в 1993 г. для фильма «Парк Юрского периода» компанией основанной самим Лукасом в 70-е годы для обеспечения спецэффектов в «Звездных войнах», он понял, что она способна создать компьютерные образы, почти ни в чем не уступающие реальному миру.
Когда Лукас начал писать сценарий для нового фильма, он столкнулся со сложной задачей. Зрители во всем мире уже знали, чем кончается киноэпопея; теперь Лукас должен был вернуться назад и написать историю, встающую в один ряд с уже снятыми фильмами (эпизоды 4-6) и с фильмами, которые Лукас еще предполагает снять (эпизоды 2 и 3). С другой стороны, теперь появилась уникальная возможность сделать по-настоящему монументальную сагу. «В конце концов должна получиться одна большая двенадцатичасовая эпопея из шести фильмов, — объясняет Лукас. — Когда я писал и снимал «Эпизод 1», я все время думал о предстоящих десяти годах, когда я завершу новую трилогию. Тогда зрители смогут посмотреть все шесть фильмов вместе».
Лукас сравнивает строение своей киноэпопеи с музыкальным произведением. «„Звездные войны“ — это своего рода симфония, — поясняет режиссер, — В фильме есть особые „рефрены“, которые я сознательно повторяю — хотя и в разных тональностях».
Тематическая перекличка чувствуется прежде всего в образах Анакина Скайуокера в «Эпизоде I» и его будущего сына Люка в первой трилогии. «В первых трех фильмах предстает некая история, — рассказывает Лукас. — Новая трилогия на нее весьма похожа — своим эмоциональным, психологическим настроем и своими ключевыми, решающими моментами». Повторяется в новом фильме тема мужества — герой уходит из дома, отказывается от уюта и спокойствия, рискует и стремится к своей мечте.
В симфоническом звучании «Эпизода I» слышатся и другие ключевые темы. Лукас показывает, как борются зло и добро, как люди вынуждены сосуществовать в симбиозе друг с другом ради достижения своих целей и выживания.
Пристрастие Лукаса к сложным переплетениям сюжета проявилось еще в фильме «Американский граффити», который служит теперь образцом для подражания многим кинодеятелям. В «Эпизоде I» Лукас продолжает экспериментировать с построением сюжета. В результате в фильме получили почти равное развитие пять сюжетных линий.
Обрамляющая история связана с образом сенатора Палпатина, влиятельного политика, стремящегося укрепить свою власть в неспокойной Республике, управляемой слабым бюрократическим правительством. Пэлпэтайн оказывается в центре конфликта между гигантской Торговой Федерацией и маленькой мирной планетой Набу. Могущественное объединение богатых государств начинает выходить из-под контроля слабого галактического правительства и угрожает планете Набу.
Молодая миролюбивая королева Набу вынуждена принимать непростое решение: стоит ли сохранять свои идеалы перед угрозой войны, нависшей над ее народом?
Уладить этот конфликт посланы два рыцаря Джедай, галактические стражи мира и справедливости. Готовясь к политическим диспутам, учитель Джедай Квай-Гон-Джинн и ученик Оби-Ван Кеноби обнаруживают, что Торговая Федерация готова к военному наступлению на Набу. Если миссия двух рыцарей провалится, маленькую планету ждет страшная судьба.
Во время галактического путешествия Квай-Гон знакомится с маленьким мальчиком Анакином, который находится в рабстве на пустынной планете Татуине. Ки-Гон чувствует, что Анакин способен прекратить межгалактические распри, и принимает судьбоносное решение сделать из мальчика рыцаря Джедай. В это же время Анакин завязывает дружбу с королевой Набу.
Стремясь к наиболее точному воплощению своих замыслов, Лукас решил вернуться в режиссерское кресло, которое не занимал более двадцати лет — после окончания работы над первыми сериями «Звездных войн». «Я посчитал, что мне нужно снимать «Эпизод I» с начала до конца, — говорит Лукас, — потому что это очень экспериментальный фильм». Кроме того, Лукас полагал, что сэкономит время и силы, если лично выступит в роли режиссера. «Тогда мне не нужно было спорить и объясняться с режиссером», — добавляет он со смехом.
Пока Лукас занимался сценарием, продюсер Рик Мак-Коллан путешествовал по всему миру, выбирая места для съемок. В его задачу входил также подбор основных сотрудников небольшого художественного отдела, которым предстояло подготовить тысячи эскизов к костюмам, летательным аппаратам, декорациям и продумать облик инопланетян.
Художественному отделу отводилась огромная роль. Необходимо было передать многообразие культур и несходство различных планет, продумать все до мелочей — как будет выглядеть подводный город с архитектурой в стиле модерн и броши королевы, а также десятки летательных аппаратов, сотни костюмов и тысячи предметов реквизита.
Одних только архитектурных стилей в фильме множество: и саманные тунисские хижины, и футуристические небоскребы, и итальянские дворцы в стиле ренессанс, и очень «космические» жилища пришельцев.
АКТЕРЫ И ИХ ГЕРОИ
Во всех своих фильмах Лукас уделял максимальное внимание подбору актеров. «Самое важное для режиссера — правильно выбрать актеров, — объясняет Лукас. — Мне всегда везло: я находил актеров, будто рожденных для своей роли. Я именно такими представлял себе героев фильма, когда писал сценарий.» И добавляет: «Мне также важно, чтобы создавался актерский ансамбль, чтобы герои взаимодействовали друг с другом».
При этом Лукасу приходилось учитывать, что некоторые герои фильма должны походить на самих себя через много лет или же на своих детей — появлявшихся в ранних сериях «Звездных войн». Так, Анакин и Королева должны были быть похожими на своих детей Люка и Лею, а Оби-Ван — на себя в будущем.
В отличие от них, рыцарь Джедай Квай-Гон не связан с первыми частями фильма. Лукас поначалу хотел пригласить на эту роль американца, но затем остановился на ирландце Лайеме Нисоне, прославившемся благодаря «Списку Шиндлера».
Нисон видит в своем герое воплощение вечной мудрости, философа на восточный манер. К тому же он, как и положено рыцарю, умелый и храбрый воин. «Мне кажется, что он — самый верный образец непоколебимого воина из древнего сказания, — говорит Нисон. — Квай-Гон похож на самурая силой духа и самоограничением».
Шотландский актер Эван Мак-Грегор исполняет роль Оби-Ван Кеноби. В первых «Звездных войнах» его сыграл Алек Гуинесс. В «Эпизоде I» Оби-Ван — молодой ученик рыцаря, порой идущего наперекор своему начальнику. Если учитель готов бросить вызов Рыцарскому Совету, то ученик не хочет неприятностей и предпочитает играть по правилам.
Готовясь к съемкам, Мак-Грегор внимательно изучил несколько киноролей своего предшественника Гуинесса, стараясь добиться максимального с ним сходства в манере держаться и прежде всего в голосе.
Мак-Грегор сразу же согласился сыграть в «Эпизоде I». По его словам, «стать частью этой легенды, этой современной мифологии — большая честь.» Мак-Грегор связан со «Звездными войнами» по семейной линии: его дядя Денис Лоусон сыграл пилота повстанцев Уэджа в первых «Звездных войнах».
Для роли прекрасной молодой королевы планеты Набу требовалась молодая женщина, которая смогла бы сыграть королевское достоинство и в то же время открытость и ранимость. Этим качествам идеально отвечала Натали Портман.
«Замечательно — сыграть молодую королеву, обладающую такой властью, — говорит актриса, — Мне кажется, молодым женщинам будет полезно увидеть на экране сильную решительную женщину, умницу и настоящего лидера.»
Особенно сложно было найти актера на роль Анакина, девятилетнего мальчика-раба. Поиски длились больше двух лет. Лукас хотел, чтобы Анакин получился очень отзывчивым, эмоциональным и самостоятельным и вызывал симпатии как у детей, так и у их родителей.
В конце концов создатели фильма остановились на Джейке Ллойде. По словам продюсера Рика Мак-Коллама, «Джейк обладает всеми качествами, которые Джордж (Лукас) предусмотрел для Анакина. Он смышленый, озорной и обожает все механическое — совсем как Анакин».
По словам Джейка, «Анакин вечно озорничает и попадает в переделки». При этом он «очень сообразительный и добрый. Он больше заботится о других, чем о себе». Дарт Вейдер, повзрослевший Анакин в первых «Звездных войнах» — любимый герой Джейка Ллойда, и поэтому он был в восторге от своей роли.
Остроумие, находчивость и мастерство Джейка подкупили его взрослых коллег. Вспоминает Эван Мак-Грегор: «Я никогда еще не работал вместе с таким прекрасным маленьким актером. Похоже, он всегда мечтал о карьере в кино и играет очень профессионально — хотя и позволяет себе порой весьма смелые шутки».
Поклонники первой трилогии «Звездных войн» знают, что в последствие судьба Анакина окажется в руках императора Пэлпэтайна. В новой трилогии сенатор Пэлпэтайн — влиятельный чиновник, только начинающий подбираться к верховной власти. Его играет, как и прежде, Иан Мак-Даемид — на этот раз без грима, состарившего его в «Возвращении Джедая».
Мак-Даемид получил незабываемые впечатления: «Первый раз оказавшись в декорациях «Эпизода 1», я почувствовал, что время повернуло вспять». О своем герое актер рассказывает так: «Палпатин — интересный персонаж: внешне он светский человек, а внутренне — сущий дьявол».
Другой злодей фильма — Сит Лорд Дарт Мол, ведущий жестокую войну против рыцарей Джедая. Эту роль исполняет профессиональный спортсмен и чемпион Рэй Парк. Поначалу предполагалось, что Парк будет ставить трюки вместе с координатором каскадеров Ником Гиллардом, но его мастерство так поразило Лукаса, что он предложил спортсмену роль, которая стала его кинодебютом.
Вместе со своими экранными «врагами» Лаемом Нисоном и Эваном Мак-Грегором и координатором каскадеров Гиллардом, Парк работал над боевыми сценами, вносящими в фильм дух удали и мужественности. Гиллард по существу создал особый вид борьбы, соединив несколько разновидностей бойцовской техники и приправив их некоторыми приемами рубщиков леса и теннисистов.
Почитатели «Звездных войн» увидят в новом фильме старых знакомых особого рода — роботов-дроидов. Их играют прежние актеры. Кенни Бейкер — дроида Арту, а Энтони Дэниэлс — дроида Трипио. Правда, в «Эпизоде I» Трипио лишен кожи, поскольку над его созданием еще трудится Анакин, поэтому актер мог только озвучивать своего героя, пока им манипулировал кукловод.
Очень удачным оказался выбор актрисы на роль матери Анакина, Шми Скайукер. Ею стала шведская актриса Пернилла Огест, много снимавшаяся у Ингмара Бергмана.
Новичком в звездном семействе стал Джа-Джа-Бинкс, неуклюжее простодушное существо, лопочущее на непонятном языке. Джа-Джа — компьютерный образ, для создания которого были использованы игра и голос настоящего актера — Ахмеда Беста. «Джа-Джа изо всех сил старается всем угодить, — рассказывает Бест, — Но в результате вечно что-нибудь ломает или на кого-нибудь натыкается».
СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА В КОМПЬЮТЕРЕ
Более двадцати лет Джордж Лукас считается лидером в области использования визуальных киноэффектов. Первая трилогия «Звездных войн» оказала решающее воздействие на мировой кинематограф: как на создание самих визуальных эффектов, так и на послесъемочный процесс и демонстрацию кинофильмов.
Для того, чтобы воплотить в жизнь свои новаторские идеи в фильме «Звездные войны», Лукас основал компанию по созданию визуальных эффектов, революционизировавшую компьютерные кинотехнологии. Поначалу в компании работали 45 человек, сейчас — более 1000. Компания 14 раз награждалась премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и 14 раз премией «За научные и технические достижения», примененные в более чем 120 фильмах.
На счету — спецэффекты к таким фильмам, как «Терминатор 2: Судный день», «Парк Юрского периода», «Форрест Гамп» и «Ураган». Но мировым рекордсменом по использованию компьютерных технологий на настоящее время является «Эпизод I».
На своей «компьютерной съемочной площадке» сотрудники должны были проявить чудеса изобретательности, чтобы приспособить компьютерные образы к игре актеров. Не только фантастические пейзажи, но и многие декорации, средства передвижения и даже действующие лица в фильме — компьютерные. Почти 2000 кадров (95% всего метража) сняты с помощью компьютера — что в три раза больше, чем в самых «компьютеризированных» фильмах прошлых лет.
Несмотря на всю сложность поставленных перед компанией задач, Лукас никогда не сомневался в удаче: «Я с ними работаю больше двадцати лет и знаю, на что они способны».
Команда, состоящая из 250 компьютерщиков, трудилась над фильмом два года. Работа была настолько сложной, что к ней привлекли трех ведущих специалистов, каждый из которых нес личную ответственность за один или несколько эпизодов фильма и отдельные разновидности спецэффектов, вроде световых мечей.
Нередко целые миры, которые зрители видят на экране, существовали только в компьютере, а в реальности актерам приходилось играть на пустой сцене — новый для всех них опыт, который, однако, удался.
В фильме действуют множество существ, созданных компьютером. Это прежде всего известный поклонникам серий «Возвращение Джедая» и «Специальное издание звездных войн» Джабба Хатт. К нему прибавились 60 новых персонажей, каждому из которых свойственны живая мимика и телодвижения.
Компьютер сыграл решающую роль и в создании облика далеких экзотических миров. Центральное место среди них занимают три планеты. Это пустынная Татуине, не тронутая цивилизацией. На ней правят жестокие бандиты и процветает работорговля.
Полная ей противоположность — мирная зеленая планета Набу с немногочисленными городами, в том числе подводными. И, наконец, Корускант, планета-мегаполис, сплошь покрытая небоскребами.
МЕСТА СЪЕМОК
Конечно, съемочные площадки «Эпизоду I» предоставил не только компьютер, но и реальный мир.
Летом 1997 года начались съемки в студии Ливесден в Англии. Ранее Ливесден был авиамоторной фабрикой компании Роллс Ройс, и его огромные размеры идеально подходили для масштабов фильма.
Дворец королевы Набу снимался возле Неаполя, в одном из самых красивых памятников архитектуры Европы — Королевском дворце Касерта.
Затем последовала североафриканская Сахара — Тунис, преобразившийся в планету Татуинэ. Здесь же снимались первые «Звездные войны» более 20 лет тому назад.
Съемки в Тунисе проводились в самые жаркие месяцы — июль и август. При страшной жаре в пустыне возникли декорации большого города, а также поселение для съемочной группы.
Между тем природа готовила создателям фильма новые неприятности. Однажды вечером, в конце июля им пришлось сначала с восторгом, а потом со страхом наблюдать, как пустынное небо пронзили сверкающие молнии. Потом ветер поднял в воздух тучи песка. Люди только-только успели укрыться в своих домах, как на декорации обрушились потоки ливня.
После урагана съемочная площадка представляла собой плачевное зрелище. Сотни костюмов валялись разбросанными по пустыне, многие конструкции были искорежены или сломаны. Некоторые из роботов лежали поврежденные и поверженные, словно солдаты на поле битвы.
Восстановительные работы велись такими ударными темпами, что удалось сохранить график съемок. Сам Лукас напомнил, что подобная неприятность случилась и на съемках первых «Звездных войн» более двадцати лет тому назад. И резюмировал: возможно, такое совпадение — хороший знак.
Основные съемки закончились осенью в Ливесдене, после чего последовали месяцы редактирования. Редактирование — любимое занятие Лукаса, особенно если оно проводится с помощью современной компьютерной техники.
МУЗЫКА И ЗВУК
В своих «Звездных войнах» Лукас всегда стремился использовать самую современную систему записи и воспроизведения звука.
Первые «Звездные войны», а также два последующих фильма трилогии сыграли огромную роль в популяризации звуковой системы Долби.
Для «Специального издания трилогии *Звездные войны*» Лукас применил компьютерную фонограмму, превосходящую все имевшиеся к тому времени системы. И вот — «Эпизод I» и новый прорыв в звукозаписи и воспроизведении звука. Для фильма разработана новая система Dolby Digital-Surround EX, которая добавляет новый канал звучания в кинотеатрах.
Новая звуковая система позволила в полной мере раскрыть талант композитора фильма Джона Уильямса, пятикратного обладателя премии «Оскар». Его музыка подчеркивает индивидуальность персонажей и точно иллюстрирует происходящее на экране. «Я всегда говорил, что мои фильмы во многом похожи на немое кино, — говорит Лукас, — и к счастью, Джон это понимает».
В почти двухчасовом музыкальном сопровождении фильма есть как новые и свежие мелодии, так и вариации на музыку из первой трилогии. К примеру, музыкальная тема Анакина словно намекает, что с ним станет позднее.
КОСТЮМЫ
Фильм Лукаса, который переносит нас в центр галактики, населенной непохожими друг на друга обитателями разных планет, потребовал от дизайнера по костюмам Тришты Биггар особого мастерства. Она прекрасно справилась со своей задачей.
Главная сложность состояла в том, как подготовить массу костюмов за короткое время, отпущенное на подготовку фильма. Меньше чем за год Биггар и ее команда из 40 сотрудников разработали и подготовили более тысячи костюмов — от богатых изысканных туалетов до простой, но точной в деталях одежды рабов. «Наш костюмерно-реквизитный отдел изготовил даже все аксессуары, включая шлемы и пряжки для ремней», — говорит Биггар.
Свои представления о костюмах Лукас в значительной степени черпал в моде различных стран и эпох. В пестром море одежды «Эпизода I» можно увидеть японское, монгольское, китайское, североафриканское и европейское влияние. В то же время каждый костюм имеет свой уникальный вид и стиль. «Каждое одеяние в «Эпизоде I» имеет свою историческую первооснову, но мы так изменяли костюмы, чтобы они не были этнически узнаваемыми», — поясняет Биггар.
Самыми богатыми и разнообразными получились костюмы королевы планеты Набу. У королевы в фильме — 8 платьев. Поначалу планировалось сделать меньше, но Лукас захотел, чтобы королева каждый раз появлялась в новом наряде. Самым сложным оказалось тронное платье королевы в китайском стиле, но с горящими лампочками на подоле. Платье шилось восемь недель.
Ткани для костюмов королевы искали по всему миру, а некоторые создавали сами. Так, первое дорожное платье королевы полностью сделано вручную. Над тканью к нему ткачиха трудилась целый месяц. Для другого платья был использован кусок ткани начала века.
Немалого труда стоили и головные уборы королевы. Самым тяжелым из них в буквальном смысле слова был головной убор в монгольском стиле для выхода в Сенат. Он был обшит настоящим золотом и украшен маленькими бриллиантами.
Большое внимание уделялось также костюмам служанок, сопровождавших королеву. Их платья изготовлялись всегда с оглядкой на облик королевы. «Мы старались, — рассказывает Биггар, — чтобы служанки всегда появлялись в костюмах с вертикальным рисунком, а королева — с крупными диагональными узорами и с драпировками, чтобы она выглядела крупнее, чем в действительности, а ее служанки — меньше и изящнее».
Для космических существ была создана своя мода. На костюм одного из них костюмеры долго приклеивали камешки, собранные на берегу моря. Но жара тунисской пустыни нагрела резину — и камешки отвалились. Все пришлось начинать сначала.
Поскольку облик рыцарей Джедая стал уже привычным для зрителей по первой трилогии, в их костюмы были внесены лишь небольшие изменения. Зато гораздо качественнее стали ткани, из которых они сделаны. Теперь это шелк, лен и очень тонкая шерсть.
КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Создавая эскизы космических аппаратов и других средств передвижения, главный художник Дуг Чанг и его команда руководствовавались установками Лукаса. «За двадцать с лишним лет мы вдоволь насытились дизайном первых «Звездных войн», — отмечает Чанг. — Поэтому я был рад, что Лукас хочет чего-то нового, вроде хромированных обтекаемых форм и стиля модерн. Я понял, что должны не просто повторить старое, а сказать свое слово в дизайне».
В первых фильмах «Звездных войн» зрителям было просто отличать героических участников восстания от войск Империи по цвету и форме их кораблей. Войска Империи передвигались на космических аппаратах простых заостренных форм черного, белого и красного цветов, а корабли их противников имели вполне традиционную форму и окраску.
В «Эпизоде I» Лукас задумал сгладить различия — так, чтобы увидев на экране космический корабль, зрители не сразу поняли, кому он принадлежит.
По замыслу создателей фильма, космические корабли должны отвечать духу эпохи, во времена которой они создавались. По словам Чанга, дизайн космических кораблей и прочих средств передвижения в первой трилогии несет на себе черты массового производства. Отсюда — твердые заостренные линии и подчеркнутая «механичность», функциональность формы. В «Эпизоде I» показана другая эпоха. «Культура «Эпизода I» — утонченная, индивидуализированная — даже, возможно, слишком усложненная, — говорит Чанг. — Это время можно назвать «эрой мастеров-ремесленников». Тогда огромное значение придавалось мельчайшим деталям».
В такое время функциональность, не теряя своего значения, уступает главенство форме. «Многие из средств передвижения элегантны и выполнены в романтическом стиле, — отмечает Чанг. — Некоторые из них вполне можно считать произведениями искусства».
В работе над дизайном космических кораблей Чанга вдохновляли американские автомобили 50-х годов, традиционное африканское искусство и гибкие тела животных.